Трудный подросток: кто он?

Так назывался детско-родительский тренинг для замещающих семей из Пучежского района. Взрослые и дети вместе рассуждали о том, кто такой подросток. Каждая возрастная группа выделила свои особенности. Родительские характеристики получились более мягкими. Детские – жёстче и реальнее: «подростки любят спать, ничего не делать и им интересно пробовать курить».

В упражнении «Образ подростка» участники от имени абстрактного подростка говорили о важном в своей жизни. Опекуны были неприятно удивлены, осознав, что ни один ребёнок не отметил важность в их жизни родителей.

Интересными получились рассуждения об особенностях «трудных подростков», в результате чего был составлен их коллективный портрет: непослушные, раздражительные молодые люди, уверенные в том, что их никто не понимает и не любит, которые слышат только себя, часто хамят и не берут во внимание мнение взрослых.   

В ходе упражнения «Семейная история» участники рассматривали варианты эффективного взаимодействия с подростками и пришли к выводу, что нельзя разговаривать авторитарно и на повышенных тонах, потому что просьба всегда эффективнее приказа. Родителям надо чаще аргументированно объяснять: что, зачем и почему и  уважительно относиться к тем, кто младше, учитывая их возрастные особенности. И нельзя подростков  судить по себе – «Мы были другими» – просто потому, что другим было время.

Неожиданными для родителей были признания детей, что им не хватает нормального общения, совместной деятельности и родительской поддержки. То, общение, которое есть, часто сводится к бесконечным нравоучениям, обвинениям и ругани.  

Общий итог тренинга: родители мало знают об интересах, увлечениях и психологических потребностях своих детей-подростков. Взрослые и дети задумались о причинах не всегда дружественных отношений в семье.