Наверное самым запоминающимся для нас для всех событием стала поездка в маленький город Печёры, Псковской области, который находится прямо на границе с Эстонией.
Рассказывать о Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре очень трудно. Для ребят, так же как и для меня, это место оставило несгладимое впечатление. Нам посчастливилось побывать в этом намоленном веками месте и пожить в нем почти три дня, остановившись в паломническом центре.
![](https://iv-rovesnik.ru/wp-content/uploads/2019/03/IMG_20180708_153129-1024x768.jpg)
![](https://iv-rovesnik.ru/wp-content/uploads/2019/03/IMG_1641-e1551709785764-1024x448.jpg)
Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.
В 1967–2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Мы восторгались красотой древних храмов, мощностью их крепостных стен. Но чувствовали себя там чужаками, попавшим на чужую территорию.
![](https://iv-rovesnik.ru/wp-content/uploads/2019/02/DW5QXSxW0AA4HlP-1024x768.jpg)
Вход в монастырь отмечен высокой Петровской надвратной башней. В её архитектуре чувствуется очень сильное прибалтийское влияние. Здесь постоянно во всех направлениях движется людской поток. Здесь же многие женщины торопливо надевают платки и юбки — на территории монастыря с этим строго.
![](https://iv-rovesnik.ru/wp-content/uploads/2019/03/IMG_1650-e1551774804365-659x1024.jpg)
Потом мы подошли к памятнику преподобному мученику Корнилию Псково-Печерскому (1501-1570), игумену Псково-Печерского монастыря, убитому царем Иваном Грозным.
Идя в Ливонию, Иван Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: тамошний игумен Корнилий встретил его; Ивану бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооруженные на свой счет Корнилием, происходившим из боярского рода. Ивану это показалось подозрительно; вспомнилось былое, закипело сердце, и он убил Корнилия жезлом своим.
К северо-востоку от крепостных стен на холме расположена смотровая площадка, откуда открывается красивый вид на монастырь. В отличие от многих других русских монастырей Псково-Печерский частично расположен внизу холма. На углу, в самом низу находится Башня нижних решёток, под которой протекает Каменецкий ручей, перегороженный решётками. За ней виднеется Петровский бастион — остатки земляных укреплений 1700-х годов.
![](https://iv-rovesnik.ru/wp-content/uploads/2019/02/0_91dad_afe4d013_XL.jpg)
Затем мы вернулись ко входу в монастырь. Отсюда открывается панорама Соборной площади, рядом с которой расположены деревянная Варваринская церковь и церковь Сорока Мучеников севастийских, построенная в первой половине XIX века. Варваринская церковь уникальна тем, что это один из немногих сохранившихся храмов народности «полуверцев», финно-угорского народа, исповедующего православие.
![](https://iv-rovesnik.ru/wp-content/uploads/2019/02/DSC09120-1024x768.jpg)
Через Петровскую башню мы вошли в монастырь.
Впереди за деревьями скрывается величественный Михайло-Архангельский собор первой половины XIX века, освященный по высочайшему повелению в память побед русского оружия.
![](https://iv-rovesnik.ru/wp-content/uploads/2019/03/DSC09212-1024x768.jpg)
Тут же в крепостной стене отмечено место, где разъяренный Иван Грозный убил Корнилия Псково-Печерского.
Слева от Петровской башни, если стоять к ней спиной, виднеется надвратная церковь Николы Вратаря (Николы Ратного), построенная по проекту преподобного Корнилия не позднее 1565 года. Внутри находится резное изображение Николая Чудотворца, в полном святительском облачении, с накладной митрой на главе. В правой руке он держит меч, а в левой — трехглавую церковь. Для того чтобы попасть в нижнюю часть монастыря, надо пройти через Святые врата.
![](https://iv-rovesnik.ru/wp-content/uploads/2019/02/DSC09142-1024x768.jpg)
Святые врата имеют изогнутую форму. Пройдя через них, оказываешься перед длинной дорогой, уходящей вниз. Она носит название «Кровавый путь». По преданию, Корнилий встретил царя, стоя у Святых врат. Он держался слишком гордо перед монархом. В гневе Иван Грозный взмахнул саблей. Отсеченная голова преподобного покатилась по крутой дорожке вниз, к пещерам, оставляя за собой кровавый след… Тотчас же после содеянного царь раскаялся, и на руках понес безжизненное тело убиенного к Успенской церкви, обагряя свой путь кровью. Вдоль дороги сейчас растут рябины, ярко-красные ягоды которых напоминают капли крови.
![](https://iv-rovesnik.ru/wp-content/uploads/2019/03/DSC09220-1024x768.jpg)
Когда спускаешься вниз, то за стеклом можно увидеть роскошную коляску императрицы Анны Иоанновны, 1732 года. Набожная императрица, хоть и нраву была жестокого и распутного, обязательно приезжала сюда помолиться. Однажды настоятель предложил ей остаться на ночь в монастыре. Она отказалась и отправилась в путь. Разыгралась непогода. Анна Иоанновна сочла это за знак и приказала возвращаться. С тех пор та самая её карета хранится здесь.
К Лазаревскому храму пристроен красный Братский корпус (Трапезная).
Дальше наше внимание привлекает Часовня с артезианским колодцем. Внутри в емкости установлено Распятие, с которого непрерывно стекает вода.
Следующее строение — Благовещенская церковь 1541 года. В 2013 году внутри были обнаружены уникальные фрески 1547 года.
Затем мы подходим к одному из самых необычных храмов — Успенскому (1473 год), поверх которого в середине XVIII столетия был устроен храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Слева от него — красное здание Ризницы и Библиотеки, XVII век. Здесь хранились рукописные и старопечатные книги XVI-XVII веков, среди которых был единственный экземпляр «Слова о погибели земли русской». Сейчас здесь, среди всего прочего, находится музей, посвященный преподобномученику Корнилию.
За ними — Часовая башня XVII века и Большая звонница с уникальными колоколами XVI-XVIII веков.
В Успенской церкви находится вход в Богом зданные пещеры. Круглый год в них одна и та же температура +5ºС. По некоторым данным, здесь упокоено более 10000 человек.
![](https://iv-rovesnik.ru/wp-content/uploads/2019/03/image-1024x768.jpg)
Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.
Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись — неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое».
В пещеры мы вошли в сопровождении монаха. Было непонятное ощущение во время нашего там пребывания. Нам было одновременно страшно и завораживающе. В пещерах полная темнота, там нет вентиляционных выходов, но при всем этом отсутствуют всякие запахи, там свежо и прохладно. Нам показали святые мощи, к которым мы могли приложиться, и места захоронения. Как ни странно монахов здесь не хоронят в землю, их оставляют прямо в пещерах.
![](https://iv-rovesnik.ru/wp-content/uploads/2019/03/DSC09134-1024x768.jpg)
На территории монастыря расположен Святой колодец. Около него много людей, которые набирают воду.
Вышли за ворота обители. За ними — совсем другая жизнь. На Соборной площади торгуют сувенирами, толпятся паломники и туристы.
Как часто происходит в подобных поездках, многое осталось за кадром.
![](https://iv-rovesnik.ru/wp-content/uploads/2019/03/1531295823544.png)