Наверное самым запоминающимся для нас для всех событием стала поездка в маленький город Печёры, Псковской области, который находится прямо на границе с Эстонией.
Рассказывать о Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре очень трудно. Для ребят, так же как и для меня, это место оставило несгладимое впечатление. Нам посчастливилось побывать в этом намоленном веками месте и пожить в нем почти три дня, остановившись в паломническом центре.
Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.
В 1967–2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Мы восторгались красотой древних храмов, мощностью их крепостных стен. Но чувствовали себя там чужаками, попавшим на чужую территорию.
Вход в монастырь отмечен высокой Петровской надвратной башней. В её архитектуре чувствуется очень сильное прибалтийское влияние. Здесь постоянно во всех направлениях движется людской поток. Здесь же многие женщины торопливо надевают платки и юбки — на территории монастыря с этим строго.
Потом мы подошли к памятнику преподобному мученику Корнилию Псково-Печерскому (1501-1570), игумену Псково-Печерского монастыря, убитому царем Иваном Грозным.
Идя в Ливонию, Иван Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: тамошний игумен Корнилий встретил его; Ивану бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооруженные на свой счет Корнилием, происходившим из боярского рода. Ивану это показалось подозрительно; вспомнилось былое, закипело сердце, и он убил Корнилия жезлом своим.
К северо-востоку от крепостных стен на холме расположена смотровая площадка, откуда открывается красивый вид на монастырь. В отличие от многих других русских монастырей Псково-Печерский частично расположен внизу холма. На углу, в самом низу находится Башня нижних решёток, под которой протекает Каменецкий ручей, перегороженный решётками. За ней виднеется Петровский бастион — остатки земляных укреплений 1700-х годов.
Затем мы вернулись ко входу в монастырь. Отсюда открывается панорама Соборной площади, рядом с которой расположены деревянная Варваринская церковь и церковь Сорока Мучеников севастийских, построенная в первой половине XIX века. Варваринская церковь уникальна тем, что это один из немногих сохранившихся храмов народности «полуверцев», финно-угорского народа, исповедующего православие.
Через Петровскую башню мы вошли в монастырь.
Впереди за деревьями скрывается величественный Михайло-Архангельский собор первой половины XIX века, освященный по высочайшему повелению в память побед русского оружия.
Тут же в крепостной стене отмечено место, где разъяренный Иван Грозный убил Корнилия Псково-Печерского.
Слева от Петровской башни, если стоять к ней спиной, виднеется надвратная церковь Николы Вратаря (Николы Ратного), построенная по проекту преподобного Корнилия не позднее 1565 года. Внутри находится резное изображение Николая Чудотворца, в полном святительском облачении, с накладной митрой на главе. В правой руке он держит меч, а в левой — трехглавую церковь. Для того чтобы попасть в нижнюю часть монастыря, надо пройти через Святые врата.
Святые врата имеют изогнутую форму. Пройдя через них, оказываешься перед длинной дорогой, уходящей вниз. Она носит название «Кровавый путь». По преданию, Корнилий встретил царя, стоя у Святых врат. Он держался слишком гордо перед монархом. В гневе Иван Грозный взмахнул саблей. Отсеченная голова преподобного покатилась по крутой дорожке вниз, к пещерам, оставляя за собой кровавый след… Тотчас же после содеянного царь раскаялся, и на руках понес безжизненное тело убиенного к Успенской церкви, обагряя свой путь кровью. Вдоль дороги сейчас растут рябины, ярко-красные ягоды которых напоминают капли крови.
Когда спускаешься вниз, то за стеклом можно увидеть роскошную коляску императрицы Анны Иоанновны, 1732 года. Набожная императрица, хоть и нраву была жестокого и распутного, обязательно приезжала сюда помолиться. Однажды настоятель предложил ей остаться на ночь в монастыре. Она отказалась и отправилась в путь. Разыгралась непогода. Анна Иоанновна сочла это за знак и приказала возвращаться. С тех пор та самая её карета хранится здесь.
К Лазаревскому храму пристроен красный Братский корпус (Трапезная).
Дальше наше внимание привлекает Часовня с артезианским колодцем. Внутри в емкости установлено Распятие, с которого непрерывно стекает вода.
Следующее строение — Благовещенская церковь 1541 года. В 2013 году внутри были обнаружены уникальные фрески 1547 года.
Затем мы подходим к одному из самых необычных храмов — Успенскому (1473 год), поверх которого в середине XVIII столетия был устроен храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Слева от него — красное здание Ризницы и Библиотеки, XVII век. Здесь хранились рукописные и старопечатные книги XVI-XVII веков, среди которых был единственный экземпляр «Слова о погибели земли русской». Сейчас здесь, среди всего прочего, находится музей, посвященный преподобномученику Корнилию.
За ними — Часовая башня XVII века и Большая звонница с уникальными колоколами XVI-XVIII веков.
В Успенской церкви находится вход в Богом зданные пещеры. Круглый год в них одна и та же температура +5ºС. По некоторым данным, здесь упокоено более 10000 человек.
Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.
Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись — неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое».
В пещеры мы вошли в сопровождении монаха. Было непонятное ощущение во время нашего там пребывания. Нам было одновременно страшно и завораживающе. В пещерах полная темнота, там нет вентиляционных выходов, но при всем этом отсутствуют всякие запахи, там свежо и прохладно. Нам показали святые мощи, к которым мы могли приложиться, и места захоронения. Как ни странно монахов здесь не хоронят в землю, их оставляют прямо в пещерах.
На территории монастыря расположен Святой колодец. Около него много людей, которые набирают воду.
Вышли за ворота обители. За ними — совсем другая жизнь. На Соборной площади торгуют сувенирами, толпятся паломники и туристы.
Как часто происходит в подобных поездках, многое осталось за кадром.