26 февраля коллектив детского дома принял участие в педагогическом совете “Итоги 2019 года”.
Были подведены итоги прошлого года, озвучены проблемы и пути их решения. А так же план работы на второе полугодие.
Педагогом-психологом Е.Б. Гончаровой был проведён обучающий семинар-тренинг на тему: “Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов».
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. В практике соответствующих учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция педагога на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.
К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания педагогов, относят:
1) высокую ответственность за своих подопечных;
2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;
3) самоотверженную помощь;
4) наличие ролевых конфликтов;
5) работу с «трудными» детьми.
Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.
Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной профилактики синдрома.
Профилактику эмоционального выгорания педагогов необходимо проводить в двух направлениях:
1) оптимизация организационных условий труда педагога;
2) актуализация личностных ресурсов педагога.
Первое направление включает в себя следующие составляющие:
• Организация рабочего места педагога предполагает, как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. • Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.
• Оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников.
• Отлаженная система охраны труда сотрудников.
• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.
• Наличие и развитие высокой организационной культуры.
• Профессиональная и административная поддержка.
Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется следующим образом.
- Просветительское направление:
- информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;
-ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, психосоматического здоровья.
- Повышение значимости педагогической профессии:
- создание условий для повышения квалификации педагогов;
- создание возможностей для аттестации педагогов;
- участие в методических семинарах, марафонах, деловых играх;
- возможности публикации педагогических находок и разработок педагога и др.
Елена Борисовна постаралась обучить педагогов приемам и методам саморегуляции и профилактики выгорания. Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. В ходе обучающего тренинга царила атмосфера доверия и доброжелательности. Упражнения «Светофор эмоций», «Розовый куст», «Встреча с самим собой», «Путешествие в детство» были направлены на освоение навыков эмоциональной саморегуляции; на формирование навыков позитивного самовосприятия и рефлексии. В рефлексивном круге «Откровенно говоря» участники обменивались впечатлениями и мнениями.