В Псково-Печерском мужском монастыре есть замечательное, намоленное место – Богом зданные пещеры. Очень многие паломники едут сюда, что бы прикоснуться к Святыням, которые там находятся. В этом месте происходят чудеса. На протяжении всего времени нам удалось посетить их не раз. Нашими экскурсоводами, в этой поездке были, Отец Харлампий, отец Адриан и иподиакон Кирилл. Каждый из них оказался очень интересным рассказчиком и донес до нас те или иные факты, происходившие с людьми, которые тут покоятся. Каждый раз мы выходили под сильнейшим впечатлением, а на лице был восторг. Во время экскурсии мы узнали, что в этих пещерах 14 тысяч захоронений, среди которых были монахи, священнослужители, наместники, а также дворянский род. Отец Харлампий рассказал о том, что здесь захоронен его духовник, отец Феофан. Удивительно, но при таком количестве захоронений в пещере совсем нет запаха и в совершенно кромешной темноте очень длительный период стоят срезанные садовые цветы.
Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер – 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере.
А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.
Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись – неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века “один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое”.
Позже, когда храм и пещеры приводили в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом, заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель действительно создана и утверждена Богом.
“Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью”.
При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.
В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С. Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом.
От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, “ратных людей” – защитников монастыря.
В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность. В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.
За кануном установлен большои деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей – митрополит Вениамин (Федченков), известный церковный писатель, многие труды которого сейчас изданы. Последние годы своей жизни владыка жил в Псково-Печерском монастыре, здесь и отошел ко Господу в 1961 году.
Слева от креста покоятся мощи новомученика Российского епископа Георгия (Садковского), долгие годы находившегося в заключении в тюрьмах и лагерях. После освобождения из последнего заключения владыка Георгий с 1947 года занимал сначала Великолукскую кафедру, а затем стал епископом Порховским. 4 марта 1949 года епископ Георгий скончался и был погребен в монастырских пещерах. Собранные насельниками обители материалы о его жизни представлены в Комиссию по канонизации при Священном Синоде. Здесь же по левой стороне покоятся валаамские старцы.
По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). И поныне приходят верующие люди на место погребения старцев, просят у них, как у живых, молитвенной помощи и поминают их в своих молитвах. Поминовение – это хранение памяти об умершем. Но это не просто память в обычном ее понимании, – это память, соединенная с молитвой.