Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой и взяли друг друга за руки. Холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжелый сон.
Г.Х. Андерсен, «Снежная королева»
Ежегодно 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании Ганса Христиана Андерсена (Hans Christian Andersen), весь мир отмечает Международный день детской книги (International Children’s Book Day). Его празднование установлено в 1967 году по инициативе и решению Международного совета по детской книге (International Board on Books for Young People, IBBY).
В этот день организаторы мероприятия, с особым энтузиазмом подчеркивая, что необходимо с малых лет читать хорошие книги, пропагандируют, тем самым, непреходящую роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли. Также среди целей Дня — привлечь внимание к литературе, книжному искусству и книжной культуре для детей, к проблемам доступности детской книги и распространению детского чтения.
Детская литература играет огромную роль в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли. Надо сказать, что детская литература появилась сравнительно недавно. До середины 17 века детям в основном рассказывали сказки устно, или они читали примерно то же, что и родители, например, басни. Но в основном круг детского чтения сводился к изучению Библии. В 18 веке дети читали уже такие знаменитые сегодня произведения, как «Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, не менее популярными были сборники восточных сказок. Только в 19 веке они смогли читать специально для них написанные произведения, в частности — сказки братьев Гримм и Г. Х. Андерсена, который внес свой вклад в создание детской книги.
Немалое внимание созданию детской литературы уделялось и в России. Известно, что ещё в 17 веке иеромонах Савватий писал стихи специально для детей, а в 18-19 веках детские произведения создавали А. Пушкин, С. Аксаков, А. Шишков, А. Погорельский и другие. Тогда же начали появляться и первые детские журналы. Не менее известны и советские детские писатели и поэты — А. Гайдар, Н. Носов, А. Барто, К. Чуковский, В. Бианки, Б. Заходер, Э. Успенский и многие другие.
В настоящее время детская литература — это целое отдельное направление в литературе. Каждый год одно из Национальных отделений IBBY получает почетное право выступать международным спонсором этого замечательного праздника — Международного дня детской книги.
Ежегодно определяется тема праздника, приглашается известный автор из страны-хозяйки, чтобы написать послание всем детям планеты. Также приглашается известный художник, чтобы создать плакат Международного дня детской книги. В дальнейшем эти материалы используются для популяризации книг и развития интереса к чтению по всему миру.Золотая медаль к премии имени Г.Х. АндерсенаТакже в День детской книги (раз в два года) детским писателям и художникам присуждается главная и самая престижная в данной литературной области награда — Международная премия имени Г. Х. Андерсена с вручением золотой медали (её ещё называют «Малой Нобелевской премией»). Золотую медаль с профилем великого сказочника вручают лауреатам на очередном конгрессе Международного совета по детской книге, как и Почетный диплом за отдельные книги для детей, который присуждается за иллюстрирование детских книг и их лучшие переводы на языки мира.
Также традиционно к Дню детской книги во многих странах организуются различные выставки, конкурсы, представления, конференции и фестивали, посвященные лучшим детским произведениям. А ещё — утренники и Недели детской и юношеской книги, куда приглашаются современные детские писатели и поэты, которые сами читают свои произведения и отвечают на вопросы маленьких читателей.
Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. Книги — хороший способ поговорить с тем, с кем разговор невозможен. Кто много читает и много ходит, тот много видит и много знает. Книги – только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть.
Послание детям мира к Международному дню детской книги – 2021 Музыка слов Когда мы читаем, у наших мыслей вырастают крылья. Когда мы пишем, поют наши пальцы. Слова – барабанная дробь, звук флейт на страницах, парящие певчие птицы, слоны, трубящие в хобот, текучие реки, грохающие водопады, бабочки, кружащие высоко в небе! Слова нас приглашают на танец – ритмы, рифмы, биение сердца, цокоты, взмахи, древние, новые сказы – выдуманные и взаправду. Где бы ты ни был – сидишь в уютном доме или помчался в нехоженые земли, к неведомым языкам, истории и стихотворенья всегда с тобою. Когда мы обмениваемся словами, наши голоса становятся музыкой грядущего, мира, радости и дружбы, мелодией надежды. Автор: Маргарита Энгле Перевод с английского языка: Денис Безносов