Часто задаваемые вопросы

Вопрос. Усыновление или опека? Как выбрать форму семейного устройства?

 Отвечает педагог-психолог Центра подготовки приёмных родителей и сопровождения замещающих семей Птицына Н.В. 

Ответ. Основное различие между усыновлением и опекой состоит в том, что по своему правовому статусу усыновленный ребенок приравнивается к родственнику по рождению, поэтому с момента усыновления перестает считаться ребенком, оставшимся без попечения родителей. Он приобретает все права кровного и утрачивает право на получение социальных льгот и пособий, полагающихся детям-сиротам.
После передачи под опеку (попечительство) сохраняются статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и право на получение социальных льгот и пособий, установленных федеральным и региональными законодательствами (включая льготы и пособия по достижении 18 лет). Опека (попечительство) существует в безвозмездной и возмездной формах.
Безвозмездная опека (попечительство) часто устанавливается близкими родственниками (бабушками, дедушками, тетями или дядями) над ребенком, чьи родители были лишены родительских прав, оказались в местах лишения свободы или погибли. Опека может быть установлена над ребенком в возрасте до 14 лет, а попечительство — над подростками в возрасте 14–18 лет.
Когда дети добровольно переданы под опеку биологическими родителями по заявлению о назначении их ребенку опекуна (попечителя), они остаются на содержании родителей. А в случаях, когда родители умерли, или находятся в местах лишения свободы, или дети оставлены в детских учреждениях, или их родители лишены прав, опекунам выплачивается пособие на содержание ребенка.
Возмездная опека оформляется, как правило, в форме приемной семьи. Одним из видов возмездной опеки считается патронатное воспитание, однако данная форма возмездной опеки сейчас является довольно редкой и регулируется региональным законодательством субъектов РФ.
Приемные семьи создаются на основании договора между приемными родителями и органами опеки и попечительства. За воспитание детей приемным родителям ежемесячно выплачивается вознаграждение, а также пособие на ребенка. Дети в приемных семьях получают также и все льготы, предоставляемые детям, переданным под безвозмездную опеку. По достижении 18 лет дети, оставшиеся без попечения родителей, также приобретают право на бесплатное получение жилья.

Вопрос. В чем заключается тайна усыновления, и кто несет ответственность за ее разглашение?

 Отвечает педагог-психолог Центра подготовки приёмных родителей и сопровождения замещающих семей Птицына Н.В. 

Ответ. Тайна усыновления ребенка охраняется законом, так как ее раскрытие противоречит интересам как усыновителей, так и усыновленного ребенка. Разглашение сведений об усыновлении может причинить моральные (нравственные) страдания ребенку, воспрепятствовать созданию нормальной семейной обстановки и затруднить процесс воспитания ребенка.
Тайна усыновления ребенка должна соблюдаться лишь по желанию усыновителей, что, главным образом, касается случаев усыновления малолетних детей, новорожденных детей и иных случаев, когда целесообразность обеспечения тайны усыновления не вызывает сомнений.
Иногда усыновители по каким-либо причинам (педагогического, морального или иного свойства) не считают нужным сохранять тайну усыновления и не скрывают от ребенка факта его усыновления. Этот непростой вопрос решается усыновителями ребенка индивидуально в каждом конкретном случае. Таким образом, тайна усыновления охраняется законом, но не всегда является обязательным элементом любого усыновления. Главным здесь является волеизъявление усыновителей.
В законодательстве закреплены специальные меры, обеспечивающие тайну усыновления. Так, для обеспечения тайны усыновления допускается по просьбе усыновителей изменение места рождения, а также даты рождения ребенка (в возрасте до 1 года), но не более чем на 3 месяца. По причинам, признанным судом уважительными, изменение даты рождения усыновляемого ребенка может быть разрешено при усыновлении ребенка, достигшего возраста одного года и старше. В этих же целях изменяется не только дата рождения в записи акта о рождении, но и дата регистрации акта о рождении.
За разглашение тайны усыновления законодательством предусмотрена уголовная ответственность. Статья 155 УК РФ предусматривает наказание за разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновите ля, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо лицом из корыстных или иных низменных побуждений.

Вопрос. Адаптация приёмных дошкольников и младших школьников

 Отвечает педагог-психолог Центра подготовки приёмных родителей и сопровождения замещающих семей Птицына Н.В. 

Ответ. Существует четыре стадии адаптации
Первая стадия — так называемый «медовый месяц». И ребенок, и приемные родители еще не вполне верят, что жизнь изменилась навсегда. Обе стороны стремятся вести себя как можно лучше.
Вторая стадия — стадия агрессии. Уставшая приемная мама может сказать себе: «Что у меня в доме делают эти дети? Зачем я на это согласилась?» Ребенок тоже может начать «Всё делать наоборот» — он все еще не верит, что это навсегда, и зачастую «проверяет» приемных родителей. Возможна и аутоагрессия. В этот период важно постоянство во всем: режим дня, понятные правила поведения, четкие границы.
Третья стадия — ребенок и родители постепенно подстраиваются друг под друга. Вспышки агрессии случаются реже. Родители и приемный ребенок учатся договариваться и соблюдать договоренности. В этот период важно, чтобы совместно проведенное время было приятным. Положили в больницу? Конечно, хорошего мало, но ведь можно взять с собой любимую красную подушку, красивые кружки, интересные книжки — почитаем, поиграем, поговорим…
Четвертая стадия — принятие друг друга. Родители и ребенок нужны друг другу.
Если вы берете в семью дошкольника, не торопитесь сразу готовить его к школе. Лучше дайте наиграться и пройти все этапы развития, иначе учеба не будет успешной. Настройтесь на хорошее и вместе с ребенком наслаждайтесь прелестями детства. Читайте вместе сказки, ходите на детские спектакли, катайтесь в парке на велосипедах, по возможности путешествуйте. Пластилин, детали от «Лего», краски — пусть ваша квартира превратится в сплошной творческий беспорядок. Да, будет много сломанного, изрисованного и помятого, будьте к этому готовы. Это хорошее, благодарное время для ребенка и родителей. Прислушивайтесь не только к интересам ребенка, но и к своим собственным, ведь адаптация проходит у обеих сторон. Не любите паззлы, но любите читать? Читайте — увлекайте ребенка историями, чудесами и яркими иллюстрациями. Отсекайте то, что вам не нравится, старайтесь, чтобы в вашем общении с новоприобретенным сыном или дочерью было больше позитива. Что касается школы, то для успешной адаптации ребенка важно понимать, что скорее всего в его развитии имеется двух-трехлетнее отставание. Возможно, есть смысл отдать в школу на год позже. За год вы привыкнете друг к другу, позанимаетесь, и первокласснику будет легче. Кроме того, стоит поговорить с учителем и ввести его в курс дела, чтобы педагог с пониманием отнесся к ситуации. Помните: если слишком давить на ребенка, «ломать» его и требовать невозможного, могут развиться различные заболевания. Не переживайте слишком сильно: в конце концов, с первого по четвертый класс оценки не так важны.
Пробуйте заниматься в кружках — даже «трудного» ребенка наверняка что-то заинтересует. Футбол, гребля, бисероплетение, музыка, танцы, гимнастика, рисование — чем шире охват, тем больше шансов, что вы нащупаете ту сферу, в которой ребенок может почувствовать себя успешным.
Что-то не получается? Старайтесь не накручивать себя. Общайтесь с другими приемными родителями: многие из них преодолевают те же сложности и могут помочь хорошим советом или рассказать о своем опыте. Сегодня возможности для этого есть — форумы, вебинары и т. д.
Конечно, бывает, что мама устает и даже «выгорает». В такие моменты я рекомендую вспомнить, зачем вы взяли ребенка в семью, и постараться вернуться к своим мотивам. Маленький ребенок не может «сломать» вашу жизнь. Скажите себе: «Я не настолько слаб (слаба), чтобы ребенок мог лишить меня сил, здоровья, успехов и веры в хорошее».

Вопрос. Как воспитать подростка?

 Отвечает педагог-психолог Центра подготовки приёмных родителей и сопровождения замещающих семей Птицына Н.В. 

Ответ. Выделяют несколько типов отношений взрослых и подростков:
– Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как взрослые неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.
– Эмоциональное потворство. Ребенок – центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу “кумира”. Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от “обидчиков”. Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
– Авторитарный контроль. Воспитание – главное дело жизни взрослых. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.
– Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.
Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.
Аномалии личностного развития подростков.
Подростковый возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии (скрытом, не проявляющийся вовне, недоступный внешнему наблюдению). Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.
Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные.
Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.
Единственно действенный метод воспитания подростков тот, который опирается на принцип: «Я тебя понимаю, я тебя принимаю, я тебе помогу!»

Вопрос. Каков период проживания выпускника в гостинице Центра?

 Отвечает руководитель Центра социальной адаптации выпускников, ответственный специалист Отделения восстановительной реабилитации кровной семьи Таланова Л.И. 

Ответ. Период временного проживания выпускника в Центре может составлять: у выпускника в возрасте до 18 лет – до достижения им возраста 18 лет, у выпускника в возрасте от 18 до 23 лет – до 3 месяцев. Указанный срок может быть продлен по решению руководителя организации для детей-сирот в случае сохранения оснований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящего Положения.

Вопрос. В каких случаях возможно проживание в гостинице Центра?

 Отвечает руководитель Центра социальной адаптации выпускников, ответственный специалист Отделения восстановительной реабилитации кровной семьи Таланова Л.И. 

Ответ. Временное проживание выпускнику предоставляется в следующих случаях:
– нахождение выпускника в трудной жизненной ситуации;
– отсутствие общежития в профессиональной образовательной организации, где обучается выпускник;
– трудности в социальной адаптации выпускника в профессиональной образовательной организации, где обучается выпускник.

Вопрос. Что представляет собой возможность временного проживания в Центре?

 Отвечает руководитель Центра социальной адаптации выпускников, ответственный специалист Отделения восстановительной реабилитации кровной семьи Таланова Л.И. 

Ответ. Предоставление возможности временного проживания предусматривает предоставление выпускнику койко-места, обеспечение его постельными принадлежностями, предоставление возможности для самостоятельного приготовления пищи, осуществления санитарно-гигиенических процедур, стирке и глажке личных вещей.
Проживание в Центре осуществляется на условии принципа самообслуживания (самостоятельное приготовление пищи, уборка помещений и иные виды работ по бытовому обслуживанию).

Вопрос. В чем заключается возвращение воспитанника детского дома в кровную семью?

 Отвечает руководитель Центра социальной адаптации выпускников, ответственный специалист Отделения восстановительной реабилитации кровной семьи Таланова Л.И. 

Ответ. Возвращение воспитанника детского дома в кровную семью – это целостный процесс, направленный на формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и «бывших» родителей на восстановление детско-родительских отношений, оценку их возможностей выполнять родительские обязанности, организацию работы по восстановлению в родительских правах и созданию условий для возвращения воспитанника детского дома в кровную семью.

Вопрос. В каких случаях возможно возвращение воспитанника в кровную семью?

 Отвечает руководитель Центра социальной адаптации выпускников, ответственный специалист Отделения восстановительной реабилитации кровной семьи Таланова Л.И. 

Ответ. Возвращение воспитанника детского дома в кровную семью возможно лишь в том случае, если родители сами стремятся к позитивным изменениям и готовы к полноценной реализации родительской функции. Здесь важна реальная оценка родительских возможностей, так как неудачная попытка восстановления семейных отношений нанесет ребенку новую травму. Но если есть такая возможность, и лишенный прав родитель продолжает любить своего ребенка, хочет его вернуть, то с ним можно и нужно работать и лучше всего через самого ребенка.

Вопрос. Может ли усыновить ребёнка одинокий человек?

 Отвечает педагог-психолог Центра подготовки приёмных родителей и сопровождения замещающих семей Емельянова С.А. 

Ответ. – Да, может. В законодательстве предусмотрено как усыновление супружеской парой, так и одним из супругов или одиноким, не состоящим в браке усыновителем. Разница в процедуре минимальна: супружеская пара предъявляет суду свидетельство о браке, одинокий усыновитель – свидетельство о рождении.

Но к одиноким усыновителям органы опеки относятся более осторожно, тщательно изучают мотивы усыновления и семейную обстановку в доме кандидата. Кроме того, семейный кодекс запрещает лицам, не состоящим между собой в браке, совместно усыновить одного и того же ребенка.

Вопрос. Какие существуют ограничения по возрасту усыновителей и опекунов?

 Отвечает педагог-психолог Центра подготовки приёмных родителей и сопровождения замещающих семей Емельянова С.А. 

Ответ. Законодательных ограничений по возрасту сверху для усыновителей и опекунов не существует. Не оговорен в законодательстве и минимальный возраст детей, которые могут быть переданы пожилым усыновителям или опекунам. Существует только ограничение по минимальной разнице возрастов для одинокого усыновителя и ребенка – она должна составлять не менее 16 лет.

Вопрос. Сколько стоит усыновить ребёнка для российских граждан?

 Отвечает педагог-психолог Центра подготовки приёмных родителей и сопровождения замещающих семей Емельянова С.А. 

Ответ. Все процедуры усыновления бесплатны: подача заявлений, медицинские освидетельствования кандидатов и детей, получение всех справок. Госпошлина в суде не взимается.

Вопрос. Можно ли усыновить взрослого человека?

 Отвечает педагог-психолог Центра подготовки приёмных родителей и сопровождения замещающих семей Емельянова С.А. 

Ответ. Усыновление совершеннолетних в российском законодательстве не предусмотрено. Прежде всего, потому, что усыновление в России рассматривается как способ защиты детей, оставшихся без попечения родителей, дающий им дом, семью и родину.

Вопрос. Нам некогда заниматься оформлением бумаг, но мы можем оплатить услуги фирмы. Подскажите. куда обратиться?

 Отвечает педагог-психолог Центра подготовки приёмных родителей и сопровождения замещающих семей Емельянова С.А. 

Ответ. Посреднические услуги в подборе детей на усыновление законодательно запрещены. Кроме того, процедура усыновления построена так, что такие самые важные и трудоёмкие этапы, как медицинское освидетельствование, выбор ребёнка, знакомство с ним и его документами, участие в суде, усыновители обязаны пройти лично!

Вопрос. Чем отличается процедура усыновления ребёнка жены?

 Отвечает педагог-психолог Центра подготовки приёмных родителей и сопровождения замещающих семей Емельянова С.А. 

Ответ. Процедура мало отличается от обычного усыновления. Однако, поскольку ребёнок известен и жена согласна на усыновление, органам опеки не требуется составления отдельного заключения о возможности быть усыновителем, и отпадает необходимость обращаться к оператору базы данных с просьбой о поиске ребёнка. Органы опеки, принимая от вас заявление, сразу могут готовить заключение о соответствии усыновления интересам ребёнка. 

Вопрос. Как выработать у ребенка положительное отношение к выполнению уроков?

 Отвечает руководитель Центра подготовки приёмных родителей и сопровождения замещающих семей Подобная Т.П. 

Ответ. Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома. Особенно это волнует, когда твой ребенок только пошел в школу. Ведь инстинктивно мы чувствуем: если что-то упустим сейчас, мучиться придется все оставшиеся школьные годы. Очень важно уже с первых дней нахождения ребенка в школе выработать его положительное отношение к домашним заданиям.
У ребенка выработается и затем сохранится хороший настрой на приготовление домашних заданий, если Вы:
— с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; что никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
— в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;
— встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;
— не будете стоять у ребенка “над душой”, пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;
— никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
— постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
— проверяя работу, не будете злорадствовать по поводу ошибок (“Я так и знал, ….!”);
— в случае если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи (“Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера”, “Ты сегодня так старался!”).

Вопрос. Как не вырастить ребенка-эгоиста и привить ему самостоятельность?

 Отвечает руководитель Центра подготовки приёмных родителей и сопровождения замещающих семей Подобная Т.П. 

Ответ. Часто мамы пренебрегают своими желаниями и потребностями в пользу детских. Это неверно! Ребенок должен знать, что у родителей тоже есть свои интересы, которые по важности не уступают детским. Это же касается и покупок: ребенок не должен видеть, что вы экономите на себе, пытаясь позволить ему все, что он хочет.

Родители могут не придавать значение своей работе на фоне забот о ребенке. Получается ситуация, когда на утренник к малышу приходит вся семья, включая бабушек и дедушек, его делами интересуется вся родня, а малыш может при этом не знать, где и кем работают мама с папой.. Дети должны знать обо всех достижениях семьи, но не нужно говорить о карьерном росте или улучшении материального положения на фоне неудач других людей.

Многие мамы, ссылаясь на нехватку времени, предпочитают делать многие вещи за своего ребенка. В результате к 14 годам дети не могут заправить кровать или приготовить себе завтрак. Если малыш проявляет интерес к чему-то, ему нужно дать возможность быть самостоятельным и инициативным. Интеллектуальное развитие происходит параллельно с физическим: когда формируется моторика, ребенок учится завязывать шнурки, одеваться, убирать игрушки.

Вопрос. Как помочь пережить трудный подростковый возраст?

 Отвечает руководитель Центра подготовки приёмных родителей и сопровождения замещающих семей Подобная Т.П. 

Ответ. С точки зрения психологии подростковый возраст действительно сложен, перестав быть ребенком маленький человек еще не стал взрослым, к этой неопределенности добавляются гормональные изменения, эмоциональная неустойчивость и попытка отделиться от своей семьи и найти себя в мире ровесников. Ребенок может реагировать на каждую мелочь, с нашей точки зрения, очень болезненно. Лучший способ поддержать ребенка – это создавать эмоциональную близость с ребенком. Можно использовать также «Я – высказывание». Это способ выражать наши чувства, позволяющий не обидеть другого человека. Когда вы чем-то недовольны, вы можете сказать не «Ты опять не убрала в своей комнате! Ты грязнуля!» – это «ты высказывание», а скажете «Меня раздражает, когда члены моей семьи не убирают за собой!». Ребенок вас лучше поймет и не обидится. Но лучше «Я – высказывание» отрабатывать на тренинге, т.к. тут важно все, даже тон голоса. Научитесь корректно выражать свои чувства и научите своего ребенка это делать. Если мы с детства учим детей сдерживать свои чувства «Не плачь, ты большой» и прочее, то потом будучи подростками они страдают от накопившихся проблем молча и срываются из-за всякой ерунды. Когда вы выражаете свои чувства, даже негативные, дети чувствуют близость к вам, не боятся задавать интересующие вопросы прислушиваются к получаемым ответам.

Вопрос. Если ребенок врет, что делать?

 Отвечает руководитель Центра подготовки приёмных родителей и сопровождения замещающих семей Подобная Т.П. 

Ответ. Задача родителей – понять, в чем причина обмана. Дошкольник может врать, потому что боится наказания (значит вы перегибаете палку с наказаниями) или хочет приукрасить действительность. Он рассказывает в саду небылицы о своем доме, чтобы казаться лучше. Поговорите с ним: почему ему хочется быть лучше?
Бывает ребенок фантазирует, но это нельзя относить к вранью. У детей очень богатая фантазия. Они могут рассказывать истории, действительно веря в них.
Школьники часто обманывают, потому что боятся наказания или разочарования родителей. Значит, у вас завышенные ожидания к своему ребенку.

Вопрос. Как воздействовать на подростков, что бы они не перечили словом и делом?

 Отвечает руководитель Центра подготовки приёмных родителей и сопровождения замещающих семей Подобная Т.П. 

Ответ. Если ваш ребенок любого возраста делает все не так, как вы ему советуете, это значит, что он чувствует себя взрослым и ему кажется, что вы не заметили, что он уже вырос, и продолжаете считать его ребенком. Психологический совет: Попробуйте предлагать ему свои идеи в форме выбора. Когда хотите от него чего-либо добиться, то придумывайте не один, а два варианта поведения, из которых предложите ему выбрать тот, который ему больше нравится. Тогда он будет чувствовать себя взрослым и ему будет легче принять ваш совет. Только старайтесь предлагать такие два варианта, которые устроили бы вас самих. (Ты вынесешь мусор сейчас или после обеда?). Старайтесь поднимать значимость ребенка всеми доступными вам способами (поручать ответственные и интересные дела, хвалить, меньше критиковать). Дайте побольше самостоятельности.

Вопрос. Школьная неуспеваемость.

 Отвечает педагог-психолог Центра подготовки приёмных родителей и сопровождения замещающих семей Птицына Н.В. 

Ответ. Основные причины школьной неуспеваемости: чрезмерная нагрузка, связанная со сложной программой, повышенная утомляемость, низкие интеллектуальные возможности, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками/ учителем, индивидуальные особенности протекания нервных процессов (качество темперамента), слабая мотивация, психологическая обстановка в семье.

В причинах школьной неуспеваемости необходимо разбираться индивидуально, однако, есть  и общие рекомендации:

  • не ругайте ребёнка за двойки, а попытайтесь понять, почему он их получил;
  • поддерживайте ребенка в ситуациях неуспеха, акцентируйте внимание на его достижениях;
  • объективно оценивайте возможности ребёнка;
  • формируйте у ребенка мотивацию интереса к познанию нового, желание получать знания, а не ориентировку на оценки;
  • будьте в контакте с классным руководителем и другими педагогами школы;
  • сравнивайте оценки «сегодняшнего» ребёнка со «вчерашним», а не с другими детьми.

Вопрос. наша семья взяла на воспитание приемного мальчика 4 лет. В семье он находится 7 месяцев. Беспокоит то, что он не отпускает меня ни на шаг. А если я все-таки оставляю его одного,  то у него случается истерика, и я долго не могу его успокоить. Подскажите,  почему он так реагирует на разлуку и как с этим справиться?

 Отвечает педагог-психолог Центра подготовки приёмных родителей и сопровождения замещающих семей Птицына Н.В. 

Ответ. в силу своего «магического мышления» дети младше 7 лет часто считают, что они сделали что-то плохое, из-за чего их биологические родители их «бросили». Маленькие дети думают, что это произошло из-за того, что они много плакали, родились мальчиками, в то время как родители хотели девочку (или наоборот), были слишком уродливы или как-то иначе обидели своих биологических родителей, причем настолько сильно, что те навсегда исчезли из их жизни. Иными словами, дети берут на себя ответственность за решения и поступки взрослых, приведшие к усыновлению. Вследствие этого, ребенок начинает со страхом ожидать, что усыновители обнаружат этот недостаток и «избавятся» от него так же, как это сделали биологические родители. Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть эти страхи и довериться вам, его нужно постоянно заверять, что он не потеряет семью усыновителей. Поднимать эту тему с ребенком можно используя сказочные образы. Этот страх наглядно изображен во многих детских фильмах и сказках. Обсуждая сказки, можно сделать акцент на сюжете и провести параллель с вашей ситуацией, заверяя ребенка, что у него совсем другие обстоятельства и с ним такого не случится, так как родители постараются сделать для этого все возможное.

 

Вопрос. я опекун 10 летнего сына своей сестры, которую лишили родительских прав в связи с ненадлежащим уходом за ребенком. Мой племянник периодически навещает маму, и после этого становится замкнутым, не хочет общаться. Что делать, чтобы он так не переживал?

 Отвечает педагог-психолог Центра подготовки приёмных родителей и сопровождения замещающих семей Птицына Н.В. 

Ответ.Детей в этом возрасте начинает волновать вопрос справедливости и соблюдения правил. Они размышляют о том, в «правильную» ли семью они попали, и фантазируют о том, как могла бы сложиться их жизнь в биологической семье или в какой-нибудь другой приемной семье. На этом этапе дети могут также волноваться, «справедливы» ли по отношению к усыновителям чувства и вопросы, которые возникают у них в связи с их биологическими семьями. Учитывая, что в этом возрасте детей сильно занимают вопросы справедливости и преданности, они часто думают, что нелояльны по отношению к усыновителям, если сохраняют какие-либо чувства к своей биологической семье или даже просто задают о ней вопросы. Дети должны знать, что они вправе любить и биологических родителей, и усыновителей – более того, что от них этого ожидают. Постоянно напоминайте ребенку, что он может любить несколько родителей одновременно. Чтобы ребенку было легче принять этот парадокс, можно напомнить ему, что родители вправе любить несколько детей одновременно.

Вопрос. мой кровный и приёмный ребёнок соперничают, что мне делать?

 Отвечает педагог-психолог Центра подготовки приёмных родителей и сопровождения замещающих семей Птицына Н.В. 

Ответ. Прежде всего, вы, как мама должны почувствовать, что происходит с вашим кровным ребёнком с появлением приёмного ребёнка. В период адаптации приёмного ребёнка родительское внимание направлено на нового члена семьи. Новому ребёнку уделяют больше внимания, любви, времени. И кровный ребёнок зачастую проявляет чувство ревности и агрессии. Ваш кровный ребёнок потерял своё место в семье и теперь ищет разные способы быть нужным и важным. Существует много способов завоевать ваше внимание: озлобиться и мстить приёмному ребёнку каждый раз, когда тот находится в центре внимания; драться, хулиганить; деградировать и снова превратиться в малыша; плохо учиться.

Рекомендации: первое, что надо сделать с помощью неформального подхода – поговорить по душам, пусть ваш ребёнок расскажет о своих негативных чувствах и переживаниях по отношению к приёмному ребёнку. А вы должны подтвердить «да, ты прав, в том, что я больше уделяю времени ему. Ты чувствуешь себя покинутым…». Заверить своего кровного ребёнка, что вы его любите, рассказать об истории жизни приёмного ребёнка о бедах и трудностях, которые выпали на его долю. Дать родному ребёнку роль «защитника», «учителя» и «помощника». Ведь он может помочь и поддержать своего нового братика (или сестру), а ещё лучше сдружить всех детей общим делом: это может быть подготовка к семейному празднику; путешествие в лес, в горы; поехать на базу, на озеро; поиграть в игру «поиск» клада, где кровному ребёнку отдать ведущую роль. Помните о том, что вы родитель и должны уделять внимание каждому ребёнку в отдельности, так и вместе, чтобы соперничество прекратилось, ведь оба ребёнка ваши любимы и их положение прочно в семье.